Алексей Капустин
5.03.2021 18:13 | Общество
1
Власти по-прежнему отказываются признавать эффект от более высоких пособий по безработице
Менее половины россиян, потерявших работу из-за пандемии коронавируса, не смогли вновь трудоустроиться в 2020 году.
Об этом свидетельствует информация специального Центра, приведённая в исследовании «Безработица времен COVID-19: что могут рассказать административные данные?».
Этот Центр создан в 2018 году. Его деятельность основана на беспристрастной оценке эффективности работы системы государственного управления.
Невидимая рука кризиса
Эксперты констатировали, что весной прошлого года в РФ произошёл резкий скачок безработицы. В марте в службы занятости обратились 100 тысяч человек, а в апреле — уже 900 тысяч Общий уровень регистрируемой безработицы по итогам 2020 года составил 3,7%, что в три раза больше, чем в 2019 году.
«В апреле-мае 2020 года эта группа (уволенных. — РП) выросла в 5-6 раз, по сравнению с аналогичным периодом 2017-2019 годах. Всего из 1,8 млн человек, которые были официально зарегистрированы в качестве безработных в период с 30 марта (начало первой нерабочей недели) по конец мая, чуть больше 480 тысяч человек (27%) потеряли официальную занятость в этот же период», — говорится в исследовании
Напомним, что по официальной информации, в России, как и в остальном мире, просели отрасли экономики с так называемым коротким сроком оборота капитала. Это транспортная сфера, включая авиакомпании, общепит, туризм, гостиничный сектор, индустрия развлечений, бизнес по оказанию бытовых услуг населению, торговля автомобилями.
Тем не менее, в той или иной степени влияние кризиса ощутил практически каждый работоспособный гражданин. Например, многие россияне, которые удержались на рабочих местах, потеряли прежний уровень заработной платы. Одновременно в РФ подросли цены на продовольствие и недвижимость.
Чтобы спасти ситуацию и поддержать оказавшихся в сложном положении граждан, правительство провело реформу, связанную с начислением пособия по безработице. В частности, власти увеличили максимальный размер выплат с 8000 до 12300 рублей и подняли минимальный порог с 1500 до 4500 рублей. Кроме того, была упрощена процедура оформления пособий.
Конечно, на приведённые выше цифры увеличенных размеров пособий по безработице сложно глядеть без слёз. Но с учётом крайне невысокого уровня реальных зарплат россиян, начисление таких денег с большой вероятностью позволило сотням тысяч семей хотя бы не экономить на самых необходимых продуктах.
«…Пособие по безработице в период пандемии стало своеобразной социальной выплатой. Государство, наравне с семьями с детьми, поддержало ещё две группы граждан — тех, кто потерял работу или не работал во время пандемии, а также тех, кто не может по разным причинам официально трудоустроиться и соответственно получает невысокий доход», — отмечают эксперты
Однако в конце 2020 года на волне начавшегося экономического оживления правительство свернуло данные меры, сохранив за пособием по безработице статус насмешки над приемлемым уровнем жизни.
Между тем в России, по сравнению с развитыми странами, весьма низкий показатель регистрируемой безработицы. В марте он составлял 1% (в США — 2,4%), в апреле — 1,8% (в США — 11,7%), в сентябре — 4,9% (в США — 8,2%) и потом пошёл на спад. Таким образом увеличенные размеры пособия вряд ли уж так сильно тянули карман нашему государству.
Польза от пособий
В прошлом году, впервые за всю новейшую историю России, потерявшие работу граждане получили возможность спокойно получать положенные по закону выплаты на уровне, который позволяет продержаться пару-тройку месяцев.
До пандемии россияне крайне редко обращались в службы занятости. По статистике на учёте стояло менее 1% трудоспособного населения. Причины непопулярности отношений со службами занятости находятся на поверхности — бюрократия, общественное осуждение, неадекватный подбор вакансий, теневой рынок труда (в РФ, по разным подсчётам, в него вовлечены от 13 до 40% трудоспособного населения).
Но главный фактор — это, естественно, неприлично низкие ежемесячные выплаты. Так, в 2018 году они варьировались от 850 до 4900 рублей, в 2019-м — от 1500 до 8000 рублей. А с повышением в 2020 году, как ни трудно догадаться, щедрое российское правительство уменьшило продолжительность начисления с 6 до 3 месяцев.
Тем не менее, запущенный Михаилом Мишустиным в пандемию эксперимент с более высокими упрощёнными выплатами и вовлечением безработных в базы данных служб занятости, как отмечают в Центре, принёс немалый положительный эффект.
К сожалению, реформу быстро свернули, но специалисты уверены, что сохранение прежних объёмов пособий помогло бы восстановить рынок труда в нашей стране. Почему так произошло?
Вопреки общемировой практике, верхушка РФ упорно отказывается признавать значение пособий по безработице как инструмента макроэкономической стабилизации. И без того небольшие бюджетные деньги получают не нахлебники и иждивенцы, а потенциальная рабочая сила, которая в силу объективных обстоятельств не может временно осуществлять трудовую деятельность
Развитые государства, пережившие ни одну череду кризисов, давно осознали, что выплаты потерявшим работу гражданам приносят ощутимую общественную и экономическую пользу.
По этой причине у стран ОЭСР (Организация экономического сотрудничества и развития) размеры выплат собственным гражданам в долевом и абсолютном выражении намного выше отечественных «тарифов».
Например, в России пособие по безработице замещает около 20% среднего размера зарплаты, а в целом по ОЭСР — 55%. В частности, в Израиле этот показатель равен 90%, во Франции — около 70%, в Германии и Канаде — порядка 60%, Норвегии, Бельгии, Чехии и Италии — более 60%, в США — чуть более 40%.
Пособие по безработице в развитых странах начисляется в течение шести месяцев. Граждане государств-участниц ОЭСР могут рассчитывать на субсидии для расчёта по тарифам ЖКХ и аренды недвижимости. Наибольшее количество льгот справедливо предоставляется безработным с несовершеннолетними детьми. Объём расходов членов ОЭСР на поддержку безработных достигает чуть менее 1% ВВП, в РФ — 0,03%.
Право на выбор
Экономическая наука в лице, например, британца Уильяма Бевериджа (1879-1963) давно доказала серьёзный стимулирующий эффект от помощи государства гражданам, лишившимся работы.
Суть в том, что достойный размер выплат даёт человеку возможность выбрать в перспективе соответствующую своей квалификации вакансию или, наоборот, изменить род деятельности, влившись в ряды работников/руководителей стремительно развивающихся предприятий.
Условно говоря, сокращённый менеджер «Макдональдса» может не наниматься в кризис рядовым работником на кухню в недорогую забегаловку. В развитых странах такой человек получает возможность пережить неблагополучные времена, тщательно обдумать карьерную перспективу и в итоге, Бог даст, запустить своё дело или найти соответствующую его реальным профессиональным навыкам работу.
У человека при достойном пособии по безработице появляется выбор, что в свою очередь порождает конкуренцию среди потенциальных работодателей. Более того, кризис всегда стимулирует инвестиции в технологии, которые позволяют заменять труд сотрудника машиной.
В результате существенную пользу от наличия безработных с нормальными выплатами получают практически все участники экономической деятельности. Государство, где есть эта прослойка общества, может рассчитывать, что научно-технический прогресс никогда не будет останавливаться.
При этом в России оказавшийся не по своей воле в свободном плавании гражданин зачастую вынужден соглашаться практически на любую работу, резко понижая объём дохода, жертвуя квалификацией и социальным статусом. Имея почти неограниченный доступ к дешёвой рабсиле, отечественные работодатели вряд ли будут озадачиваться вопросами повышения зарплат и вкладывать капиталы в развитие технологий, повышающих производительность труда
Доказан и ещё один положительный эффект от достойных выплат уволенным. Безработные по понятным причинам не откладывают начисляемые им на карточки деньги на чёрный день. Все эти средства идут на продукты питания, оплату коммуналки, одежду, то есть мгновенно попадают в национальную экономику, подпитывая рынок, а вместе с ним и деловую активность.
Чтобы пособие по безработице более-менее выполняло свои социальные и экономические функции в российских условиях, имеет смысл поднять средний размер выплат до минимального прожиточного минимума (МПМ), а за каждого ребёнка в семье добавлять один МРОТ или МПМ.
Источник: