РВС
2.10.2021 16:18 | Общество
4
Telegram-канал «Наука и университеты» опубликовал два сообщения. Представляется интересным эти сообщения объединить и рассмотреть вместе. Но обо всём по порядку.
Первое сообщение касается «оптимизации» высшего образования, которую запустило правительство России в 2011 году. В результате в нашей стране стало вдвое меньше вузов.
Конечно, не все закрытые вузы готовили #высококвалифицированные кадры, многие просто зарабатывали деньги, и их ликвидация была, наверное, правильным делом. Но, однозначно, сокращение коснулось не только липовых вузов, но и более-менее нормальных, как и мест в выживших вузах.
Это происходило на фоне снижения численности студентов из-за #демографического провала. Сейчас же ожидается рост численности молодежи, входящей в студенческий возраст, которая столкнется с проблемой дефицита мест в вузах.
Второе сообщение затрагивает проблему #дистанционного образования в вузах. Отмечаются, что из-за дистанционки страдают профессора и доценты.
Дело в том, что дополнительное профессиональное образование и магистратура во многих вузах начинают реализовываться полностью в онлайн-режиме.
При этом администрации вузов включают в планы работы преподавателей разработку онлайн-курсов.
И те, разработав такие программы, остаются не удел. Цикл онлайн-лекций студентам можно транслировать многократно, и преподаватель для этого не требуется, что, естественно, отражается на зарплате.
А вот теперь давайте осуществим синтез этой информации. Что мы имеем? Первое – грядущий дефицит мест в вузах.
Второе – развитие дистанционного образования. Но прежде чем сделать вывод о том, что будет в результате сложения первого и второго, всё-таки отметим еще несколько моментов.
Для полной картины нужно вспомнить про вакханалию дистанта под предлогом борьбы с коронавирусом в 2020-21 годах. И про то, что лоббисты #цифровизации образования начали готовить законодательную базу чуть ли не за десять лет до этого.
А так же нужно учесть, что решение каких-либо социальных вопросов, будь то вопросы здравоохранения или образования, путем развития соответствующих систем (увеличения числа врачей и больниц или учителей и #школ) совсем не в правилах наших властей.
Таким образом, на выходе в сумме мы получим рост стоимости традиционного обычного обучения в вузах и массу дистанционных образовательных программ, стоимость которых будет поменьше.
То есть грядет та самая сегрегация, об угрозе которой в связи с цифровизацией образования предупреждали думающие люди.
Студенты побогаче смогут учиться очно и полноценно, а те, кто победнее, будут довольствоваться дистанционным цифровым суррогатом.
И это не может не отразиться на дальнейшей жизни выпускников из разных социальных страт. Работодатель же не дурак, он обязательно будет учитывать способ получения образования.
Вот такие, вроде бы, проходные и не очень значительные новости. Но перспективы из них вырисовываются весьма неприятные, если не сказать мрачные.
Источник: