Что кипятитесь?
Обещали и делим поровну:
одному — бублик,
другому — дырку от бублика.
Это и есть демократическая республика.
(В.В. Маяковский)
Когда россияне, мягко говоря, недоумевали по поводу целей и задач злополучной пенсионной реформы, с чиновничьих высот им ответили: «Вы не имеете специальных знаний, чтобы это понять». Теперь история повторяется, и гражданам, не имеющим специальных знаний, но подозревающим какой-то подвох в пакете анонсированных нацлидером поправок, глава ЦИК Элла Памфилова доступным языком попыталась объяснить, почему невозможно проголосовать отдельно по каждой поправке в Конституцию. «Представьте себе, если бы была одна поправка, ну две, ну три, максимум четыре могли в бюллетень вместиться. Но когда набирается такой серьезный пакет, <…> это технологически немыслимо, не может быть бюллетень — книга целая», — сказала Памфилова на Общероссийском электоральном медиафоруме. Короче говоря, толстая книга в щель урны для голосования не влезет — или что она хотела сказать насчет технологически немыслимого?
Дальше — больше. Один из участников мероприятия спросил у главы ЦИК, как быть, если, например, одна из поправок не нравится, а другие приемлемы, сравнив пакет с комплексным обедом, где одно из блюд есть не хочется.
«Хорошо, вам не нравится винегрет, но вам нравятся борщ или котлеты. Вы тогда для себя решите: нет, откажусь от всего обеда, потому что мне винегрет не нравится, или я все-таки возьму — винегрет не съем, мне ни холодно ни жарко, а борщ и котлеты будут при мне». Молодец Памфилова, блеснула специальными знаниями на уровне винегрета, запамятовав указать, что намечающийся банкет предположительно будет стоить 14 млрд бюджетных, то есть народных рублей. Да и вся эта остроумная аналогия с комплексным обедом подозрительно отдает «второй свежестью», если уж подыгрывать и скатываться в кухонную терминологию. Потому что пакет конституционных поправок есть пакет изменений в Основной закон государства, а тут из-за стола не встанешь, тарелку в криворукого повара не швырнешь и деньги обратно не потребуешь.
Так что если вам не нравится винегрет, то давиться им придется вкупе с борщом, причем не один день, а может быть даже и год. Почему? Да потому что ничего не меняется: как был путинизм на дворе, так и остается. Не зря же нацлидер сказал: «Сейчас, действительно, может быть, важнее даже стабильность, спокойное развитие страны. Но потом, когда мы наберем… Страна наберет побольше уверенности в себе, побольше ресурсов… Тогда точно совершенно нужно, безусловно, обеспечить сменяемость власти». Так что винегрет в нашем меню — это надолго, пока они, то есть страна чего-то там не наберет, и желательно побольше — двадцать лет, видимо, на раскачку ушли.
«Главные параметры, которые волнуют и важны для большинства, для всех наших граждан, они закрепляются, это остается, это важно. <…> Что перевешивает: то, что меня греет, и то, что я поддерживаю, или то, что категорически я не приемлю», — заключила свою искрометную речь глава ЦИК.
Что там греет мадам Памфилову, неизвестно, а вот что греет главу комитета СФ по конституционному законодательству и госстроительству г-на Клишаса, тайны не составляет. Как выяснилось, одно из предложенных в «комплексном обеде» блюд, а именно вопрос о запрете высшим должностным лицам страны, то есть госслужащим, владеть иностранной недвижимостью в рабочей группе по изменениям в Конституции не обсуждался, нет таких предложений и в готовящемся для президента докладе по поправкам в законодательство РФ, не вошедшим в Конституцию. Сопредседатель конституционной рабочей группы г-н Клишас (это тот самый, которого болезненно задевает необоснованное неуважение россиян к власти вообще и к нему персонально) считает существующие ограничения достаточными.
А ларчик просто открывался: по итогам декларационной кампании прошлого года, недвижимость за границей была зафиксирована в пользовании или собственности у девяти российских сенаторов из 170. В список счастливых обладателей зарубежной жилплощади вошел и сам г-н Клишас, задекларировавший в числе прочего жилой дом в Швейцарии площадью 432 кв. м., который ему совершенно не мешает сочинять Основной закон для счастья и процветания россиян. Сам-то он давиться памфиловским «винегретом» не обречен и всегда может его переждать в швейцарских благословенных далях.
Не говоря о том, что 900 поправок на 137 статей действующей Конституции — это вообще уму непостижимый бред, даже страшно представить как мы раньше-то жили, так еще и поправки эти таковы, что ими вполне можно отравиться как неудобоваримыми. Но правящий режим и его верные глашатаи как зазывалы на ярмарке беснуются, мол, налетай, торопись, с пылу — с жару. А в конституционном пакете при ближайшем рассмотрении — мама дорогая, чего только нет, это уже не винегрет, а вообще непонятно что: и Бог, и брак, и МРОТ, и Госсовет, и память предков, и дети — достояние РФ, и государствообразующий язык. Еще не хватает знаменитого чеховского «Волга впадает в Каспийское море. Лошади кушают овес и сено». Где умный, ну или хитрый человек прячет лист? В лесу. А где он прячет бесплатный сыр? Правильно, в мышеловке.
Надо все-таки хоть немного себя уважать, и если путинские конституционные «кухарки» пытаются нам втюхать свой «винегрет», а себе придержать борщ с котлетами, то разумнее и логичнее эту «адскую кухню» вообще проигнорировать. Есть, правда, широко раскручиваемое мнение, что если мы придем в путинскую столовку и гордо откажемся от предложенного меню, то выйдем оттуда сытые и довольные. Но дело в том, что именно нашего соучастия в этом принудительном кормлении кулинары вроде Памфиловой и добиваются: им нужна только явка и картинка в телевизоре о всенародной поддержке Путина, а уж результаты голосования чудесным образом окажутся какими надо нашим кормильцам — в смысле, стоящим у кормила, ибо как показывает практика, для них и 146% «одобрямса» не предел, лишь бы посещаемость стремительно и неотвратимо прогорающего заведения была обеспечена.
По сути, россиянам предлагают взять на себя ответственность за предложенный «пакет с винегретом»: сами ходили, сами голосовали (неважно за или против — массовочка-то вот она, налицо), сами оплатили, а теперь ешьте, что дают и не бухтите. Вот только хитроумных законотворцев на этом празднике жизни будет греть зарубежная недвижимость, а народ — МРОТ, потому что каждому свое, что собственно и попыталась сформулировать мадам Памфилова на своем специфическом кухонном языке. Словом, опять отнеситесь с пониманием, держитесь там, хорошего вам настроения и здоровья. А вот чтобы здоровье не подводило — смело и уверенно проходите мимо подозрительных пунктов общественного питания.
Любовь Донецкая, Союз Народной Журналистики, команда поддержки Программы Сулакшина
*Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: «Свидетели Иеговы», Национал-Большевистская партия, «Правый сектор», «Украинская повстанческая армия» (УПА), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ, ДАИШ), «Джабхат Фатх аш-Шам», «Джабхат ан-Нусра», «Аль-Каида», «УНА-УНСО», «Талибан», «Меджлис крымско-татарского народа», «Мизантропик Дивижн», «Братство» Корчинского, «Тризуб им. Степана Бандеры», «Организация украинских националистов» (ОУН), «Азов», «Террористическое сообщество «Сеть»
Источник: